По просьбе читатей: технология диагностики конфликтов
Комплекс критериев для диагностики конфликта. Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики для определения основных составляющих конфликта, его причин.
Сотрудники организации не очень активно реагировали на его выступления и на открытый конфликт не шли.
Саблина сразу идет к директору с заявлением о невозможности работать в организации с Серовым. Серов тоже пишет заявление директору о атмосферной травле и преследовании в коллективе, которую влечет Саблина.
Можно ли с помощью информации спровоцировать или, наоборот, предотвратить возникновение конфликтов? Когда и как это делается? Как влиять на средства массовой информации с целью минимизации их деструктивного влияния на конфликтность отдельных людей, социальных групп, общества в целом?
Пример. Частная фирма «Левша» занимается оказанием психолого-педагогических услуг населению или организациям и проведением тренинга по разработанной ими технологией. Владеет и возглавляет эту организацию Шомов В. С. - он является единственным учредителем и одновременно директором «Левша».
Сотрудники считают такое решение преждевременным, поскольку, по их мнению, в организации есть более опытные специалисты. Больше всего таким решением директора был недоволен Саблина, потому что он сам стремился быть зачтен в стажеры. Атмосфера в коллективе напрягается.
В проведении диагностики конфликта достаточно сложным является определение субъектов конфликта, их потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия. Содержательное описание конфликта.
Качественное информационное обеспечение управления конфликтом - важное условие успешной работы руководителя.
Новость для сотрудников фирмы оказалась неожиданной, все были неприятно удивлены, немного растерянные. Первым после долгого молчания Серова поздравил Саблина, а потом сразу же ушел. Все остальные также после коротких поздравлений, сославшись на неотложные дела, ушли.
В конфликтологических исследованиях на предприятиях не используется ценная информация, накопленная в трудах по социологии, касающейся проблем методологии научного исследования, его этапов и программ.
Системный подход к исследованию конфликта предполагает определение общей понятийной схемы его описания.
Коллектив встретил нового сотрудника настороженно. Серов С. С. довольно нелегко входил в коллектив: ему не нравились некоторые коллеги, отношения, сложившиеся между сотрудниками. С присущими ему энергией и энтузиазмом он решил изменить эти отношения. Будучи человеком эмоциональным, он стал позволять себе высказывания по поводу работы, выполняемой некоторыми сотрудниками, их личных черт, иногда даже в агрессивной форме.
Эти закономерности носят информационный характер. Важно знать, какая информация, как и почему влияет на формирование модели объекта конфликта. Часть имеющейся существенной информации об объекте конфликта оппонентами не учитывается. Какая это информация, почему она не влияет на модель объекта конфликта? Ответ на все эти важные вопросы может дать системно-информационный анализ конфликта.
Через некоторое время Серов С. С. заявил директору «Левша», что он хотел бы быть включенным в списки стажеров на должность тренера-стажера (что является целью деятельности многих сотрудников). Директор утвердил Серова в качестве кандидата на эту должность. В конце рабочего дня Серов радостно сообщает о решении директора сотрудникам фирмы и предлагает это событие отметить в кафе.
Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой ничто иное, как обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации. Информационное влияние участников конфликта друг на друга производится с целью коррекции поведения сторон в нужном направлении. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под влиянием которой они возникают, развиваются и завершаются.
Информационный подход к изучению конфликтов. Все типы конфликтов принадлежат к тому классу явлений, в саморазвитии и исследовании которых информация играет ключевую роль.
У участников конфликта формируются информационные модели конфликтной ситуации в целом:
Не так давно в организацию было принято нового сотрудника Серова С. С., молодого, энергичного, который хорошо справляется со своими обязанностями менеджера по работе с клиентами.
Сфера реальных конфликтов. Центральным регулятивной звеном возникновения, развития и завершения конфликта являются модели ситуации, имеющиеся в психике участников конфликтного взаимодействия. Ядро конфликта составляет его объект. Он имеет множество характеристик. У каждого участника конфликта формируется собственное субъективное представление об объекте конфликта, его модели.
Для проведения диагностики необходимы следующие критерии определения:
Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта предыдущего жизни человека. Стереотипы, сформировавшиеся в процессе жизни, часто играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации.
Определение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой принятия дальнейшего решения. Технологическую процедуру диагностики конфликта целесообразно рассматривать на примере практической ситуации.
Какая информация и какой образ влияет на закрепление определенных стереотипов социального поведения? Какую роль играет личный жизненный опыт человека? Какое влияние имеет опыт других людей, на который смотрит человек? Какая информационная роль культуры, искусства, религии в конфликтном поведении людей?
Вскоре во время обсуждения договора, подготовил Саблина, в присутствии других сотрудников фирмы Серов указывает на недостатки данного договора, выражая свое удивление, что такой опытный юрист как Саблина, мог допустить столь очевидных, на его взгляд, ошибок. Происходит эмоциональная сцена с взаимными оскорблениями.
На следующий день директор вызывает обоих сотрудников к себе и говорит, что их поведение ставит под сомнение его решение относительно выдвижения их в качестве кандидатов на должность тренера-стажера и предлагает самим устранить имеющиеся противоречия в ближайшее время, иначе он освободит обоих. Проведем диагностику данного конфликта.
Ответы на эти вопросы может дать системно-информационный анализ внешнего отношении конфликтов среды, объективных и организационно-управленческих причин возникновения конфликтных ситуаций.
Влияние третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного решения носит информационный характер. Вся деятельность руководителей по предотвращению и разрешению конфликтов представляет собой информационное воздействие на их участников. Эффективность управления конфликтами повысится, если знать, какую информацию, когда, в какой форме, какому участнику конфликта сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Руководитель должен также знать, какую информацию необходимо собрать для того, чтобы его вмешательство в развитие событий не принесло вреда, было обоснованным.
Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта ведут себя не в соответствии с реальным объектом конфликта, опираясь на его информационные модели. Закономерности формирования моделей объекта конфликта у оппонентов чрезвычайно важны для понимания причин борьбы между людьми.
Схема включает одиннадцать основных категориальных групп:
Можно сформулировать исходные требования, обеспечивающие системность информационного анализа конфликтов. В проблеме изучения и регулирования конфликтов существует четыре основные сферы. В каждой из них применения информационного подхода имеет особенности.
Этапы анализа конфликтов. Процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из нескольких этапов. Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов.
За время существования (около 5 лет) коллектив на фирме сложился достаточно дружный и сплоченный. Сотрудники ценят интересную и хорошо оплачиваемую работу, стабильные взаимоотношения в коллективе.
Источник: http://prominvest2014.ru