7 дореволюционных фильмов о николае ii, новое
С фильмов о Николае Втором по большому счету начался российский кинематограф. В 1897 году съемки императора и его семьи начал проводить Болеслав Матушевский, придворный фотограф и один из первых теоретиков кинематографа.
Ключевым событием праздника стало открытие памятника Петру Первому. Через четыре года этот памятник эвакуируют, а затем он бесследно исчезнет.
В фильм о праздновании попали такие живые кадры, как собака, увязавшаяся за лошадью Николая Второго, или императрица Александра Федоровна, ежесекундно кивающая собравшемуся народу.
30 мая 1912 года в Москве прошли большие торжества. Поводом к ним стало открытие памятника Александру Третьему. Сам памятник располагался на площади возле храма Христа Спасителя, лицом к Москве-реке. Работы над ним длились 12 лет, а простоял он всего шесть лет, до 1918 года.
В 1909 году в Полтаве прошли торжества в честь 200-летия Полтавской битвы. На празднике присутствовал Николай Второй. Он посетил братскую могилу на поле сражения и городской кафедральный собор, затем открыл памятник защитнику города Ивану Келину и, приняв парад, отправился в Александровский парк к памятнику Славы. Также он пообщался с кадетами и крестьянами. Последние, преподнося ему хлеб, не могли вымолвить ни слова и плакали от счастья.
Торжества начались традиционно рано: в 8 часов утра, но уже к этому моменту на Пречистенской набережной собралась большая толпа. Открытие состоялось в 10 часов, с прибытием государя. Под аккомпанемент Преображенского марша и 360 ружейных выстрелов с памятника было торжественно снято покрывало.
«Где бы ни швартовался “Штандарт” – на Балтике или у крымских скал, – он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащенный паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно», – так описывает яхту американский исследователь Роберт Мэсс. «Штандарт» в начале XX века считался лучшей яхтой во всем мире. Ежегодно в июне императорская семья проводила на ней каникулы, о чем кинематографисты регулярно оповещали зрителей.
В фильме описанные события отразились слабо: большинству из них отведено по одному кадру. Более того, половину фильма занимает ожидание Николая Второго, а сам он появляется всего один раз.
Репортаж о пребывании Николая Второго в Хельсинки не отличается ни оригинальностью, ни избирательностью. Обычны изображаемые события: ожидание царя (которое занимает четыре из десяти минут экранного времени), посещение Николаем Вторым церквей и государственных учреждений, обмен реплик с подданными. Возможно, единственное отличие данной ленты от подобных официальных фильмов – тот факт, что император передвигается не на лошади, а на автомобиле. Также разнообразят картинку фотографы и операторы, то и дело маячащие на переднем плане.
3 сентября 1911 года Николай Второй приехал в городок Овруч, что на севере Украины. Главной причиной его приезда был не смотр войск, а открытие отреставрированной Васильевской церкви, которая была построена в XI веке. К приезду царя город был замощен, приведен в надлежащий вид, украшен. Сохранилось описание затейливых малороссийских уличных украшений: «На 4-й версте, не доезжая до Овруча, была поставлена красивая и оригинальная арка. Она представляла из себя два гигантских улья, обитых коврами местной работы и крытых соломою. Ульи соединены были соломенной крышей в малороссийском стиле и украшены цветами, рушниками. Вверху под крышей была надпись “Слава Богу”».
В качестве аперитива предлагаем запись голоса последнего российского царя.
В 1910 году в России широко отмечали 200-летие взятия Риги и присоединения Лифляндии в России. На три дня, с третьего по пятое июля, в Ригу прибыл царь, прибыл на яхте «Штандарт», которая торжественно причалила к Царской пристани. Погода стояла переменчивая: то набегали тучи, то небо прочищалось. Николай Второй встречался с местными сановниками, священниками, общественными деятелями и военными. При всеобщем ажиотаже, связанном с прибытием императора, последние отличились особо. Когда царь уезжал из армейского корпуса, обезумевшие от восторга офицеры облепили его коляску, бросали к его ногам цветы, цеплялись за подножки коляски.
А начиная с 1900 года высочайшее соизволение на съемки получила компания “К.Е. фон Ган и К°”. Поначалу фильмы об императоре были не больше чем семейной хроникой, но с 1907 года некоторые из них стали демонстрироваться в кинотеатрах. Среди фильмов о Николае Втором большая часть – репортажи, однако есть и тематические документальные ленты.
300-летие дома Романовых, пожалуй, стало главным событием эпохи юбилеев, центральным праздником. Торжества проходили в Москве и Санкт-Петербурге, Костроме и Ярославле, Ростове, Крыму, Царском Селе и во многих других городах и весях страны. Молебны о здравии царской семьи служили в православных храмах, католических костелах, мечетях, дацанах, синагогах.
Источник: http://prominvest2014.ru